Влияние культуры и пола человека на суждения о чужих намерениях и ответственности

Источник: PLOS

Оригинальное название исследования: Effects of Culture and Gender on Judgments of Intent and Responsibility

Исследователи: Jason E. Plaks, Jennifer L. Fortune, Lindie H. Liang, Jeffrey S. Robinson

Исследование опубликовано в PLOS: 28 апреля 2016 г.

Выборка: 1,5 тыс человек на 4 части исследования

Лицензия: Creative Commons Attribution License

Copyright: © 2016 Plaks et al.

Изменения: В ходе перевода с английского на русский были сделаны некоторые сокращения, добавлены/изменены заголовки. Термины собраны в тезаурус в конце статьи.

 

В целом, люди осуждают намеренные акты сильнее, чем непреднамеренные. Однако до сих пор мало изучено, каким образом люди определяют степень намеренности. В 1997 году Malle и Knobe предложили свою теоретическую модель, в которой «осознание действия в момент его совершения» является одним из пяти аспектов преднамеренности.

 

Проксимальные и дистальные намерения

В исследованиях 2009 и 2015 годов были предложены два вида намерений: проксимальные и дистальные. Проксимальное намерение означает, что выполняющий действие человек настолько сосредоточен на нем, что все его внимание поглощено механическими элементами действия (например, нажать на курок). Дистальное намерение предполагает сосредоточение на более отдаленной перспективе, на конечной цели (например, убить кого-то).

Авторы приводят следующий пример для иллюстрации степеней и видов намеренности: «Алекс хочет убить его бывшую девушку Линду. Он придумывает план утопить ее на озере во время палаточного отдыха, куда он ездит с одной и той же группой друзей ежегодно. Зная, что Линда умеет плавать, Алекс планирует связать ее веревкой перед тем как столкнуть в воду. Он уговаривает Линду пойти с ним кататься на лодке. И в тот момент, когда они садятся в лодку, пришвартованную в удаленной части берега, Алекс берет веревку из лодки и начинает связывать девушку. Линде удается высвободиться, и она толкает Алекса в воду. Но, убегая, она поскальзывается, ударяется головой о причал, падает в воду без сознания и тонет».

В этом сценарии, хоть Алекс и планировал убить Линду, и явно сыграл свою роль в ее смерти, сама смерть произошла незапланированно и вне его контроля. В исследовании 2007 года Pizarro, Uhlmann и Bloom было продемонстрировано, что испытуемые считали Алекса менее виноватом в таком «случайном происшествии», чем если бы Линда умерла согласно его плану. То есть суждения людей о намеренности не обязательно бинарны («намеренно» и «ненамеренно») и налагают разные степени ответственности.

Философы и ученые в области юриспруденции приводили аналогичные проксимальным / дистальным намерениям дихотомии: «косвенное» намерение против «прямого» (1970), «намерение» против «намерения в действии» (1983), «предполагаемое» намерение против «текущего» (1984) или «голое намерение» против «намеренного действия» (1990).

Для большинства действий людей характерно одновременное присутствие и проксимального, и дистального намерения. Например: «Желая съесть печенье, Джо сосредоточенно берет его с тарелки и кладет в рот». Однако центральным в модели проксимальных и дистальных намерений является то, что проксимальность и дистальность намерения одного и того же действия могут различаться независимо друг от друга. То есть в момент совершения действия у человека оба вида намерения могут присутствовать в сознании одинаково, или одно будет выражено больше другого. В пример можно привести ту же историю с Алексом и Линдой: сознание Алекса было сосредоточено на достижении конечной цели, но «цель» была достигнута случайно. Можно сказать, что в этой ситуации дистальное намерение присутствовало более явно, чем проксимальное. Если придумать сценарий, в котором Алекс, все так же желая убить Линду, берет ее на стрельбище, и в момент поражения мишени, будучи сосредоточенным на выстреле в цель, он случайно убивает Линду, то в таком случае можно сказать, что проксимальное намерение присутствовало более явно, чем дистальное (в момент выстрела Алекс хотел попасть в мишень, а не убить Линду).

Ряд исследований показал, что при вынесении суждений об ответственности также имеют значения убеждения человека, мотив, величина стремления, навыки и способность предвидеть последствия своих действий. Желание имеет отношение к предпочитаемым последствиям; однако можно иметь желание и никогда не прилагать усилия к его осуществлению. Поэтому дистальное намерение может присутствовать только при наличии усилий – конкретных действий. От мотива и плана, понятий, использующихся в юриспруденции, дистальное намерение отличает похожее разграничение: мотив и план ссылаются к предварительным мыслям и условиям, которые независимы от конкретных действий во время совершения преступления. Дистальное же намерение появляется только при осуществлении конкретных действий.

В исследованиях, проведенными Plaks с коллегами в 2009 и 2015 годах (общее количество испытуемых 1,5 тысячи человек) было продемонстрировано, что наибольшую ответственность приписывали действующим лицам с двумя видами намерений; средний объем ответственности – при одном намерении, присутствующем в большей степени, чем другое; и наименьший объем ответственности при отсутствии и дистального, и проксимального намерения. Исследователи также описали социальные переменные, которые предсказывали, повлияет ли на суждение испытуемого присутствие / отсутствие дистального намерения и присутствие / отсутствие проксимального. Одной из таких переменных была воспринимаемая дистанция. Если осуждаемое действие произошло в отдаленном месте или в прошлом, то испытуемые были более сосредоточены на дистальном намерении (то есть на том, имел ли человек злой умысел). Если действие произошло недавно или в близко расположенном месте, то испытуемые были более сосредоточены на проксимальном намерении, то есть на конкретных действиях человека, чем на том, присутствовал ли у него злой умысел в критический момент.

 

Культурные особенности при вынесении суждений об ответственности: отдельная субъектность (disjoint agency) и совместная субъектность (conjoint agency)

В данном исследовании были рассмотрены культурные особенности испытуемых как одна из переменных, влияющих на то, какое внимание и оценку дают люди проксимальному и дистальному намерению. Для выделения культурных отличий авторы используют понятия отдельная субъектность (disjoint agency) и совместная субъектность (conjoint agency). Исследования показали, что первая модель свойственна американской культуре, где человек воспринимает себя отдельным, независимым от других людей субъектом. Вторая – восточной культуре, где человек воспринимает себя как часть некоего коллектива или общества.

Соответственно, это влияет и на восприятие поступков других людей. В американской культуре типично воспринимать действия человека как исходящие от его убеждений, потребностей и целей, и как являющиеся последствием его выбора. Восточным культурам более свойственно смотреть на действия индивида как ответные в зависимости от ситуации, социальных ролей и ожиданий других людей. Расценивание чьих-то действий как индивидуальный выбор предполагает, что этот человек стремится достичь определенного результата, и в конечном итоге обладает дистальным намерением. Таким образом, можно предположить, что представители американской культуры при вынесении суждения об ответственности будут более чувствительны к признакам присутствия / отсутствия дистального намерения, а представители восточной культуры – менее чувствительны.

 

Влияние религии на вынесение суждений

Исследования также показали, что при вынесении суждения имеют значение религиозные воззрения испытуемых. Так, в исследовании Laurin и Plaks 2014 года были изучены различия в оценках представителей ортопраксических (фокусированные на действии, например, индуизм) и ортодоксальных (фокусированные на вере, например, протестантизм) религий. Было продемонстрировано, что при совершении преднамеренного убийства последователи индуизма и протестантизма осуждали человека одинаково; однако, если убийство было непреднамеренным, последователи индуизма налагали наказание значительно более жестокое, чем протестанты.

Если учесть, что ортопраксические религии более распространены в коллективистских культурах, а ортодоксальные – в индивидуалистских, то можно предположить наличие связи при вынесении суждения между коллективизмом и фокусом на действиях человека, и между индивидуализмом и фокусом на мыслях, желаниях и планах человека, совершающего преступление.

 

Пол и восприятие субъектности

В некоторых работах были выделены связи между полом и культурными особенностями. Так, и западную культуру, и мужской пол объединяют похожие конструкты: индивидуализм, независимость, автономия и субъектность. С другой стороны, восточные культуры и женский пол были ассоциированы с коллективизмом, взаимозависимостью, коммунализмом и релатионализмом.

В связи с этим авторы включили в гипотезу исследования предположение, что в американской выборке мужчины будут более чувствительны к признакам присутствия / отсутствия дистального намерения, чем женщины.

 

Первый эксперимент

В первом эксперименте приняли участие студенты Китая и Канады, всего 359 человек (142 женщины). Канадская выборка была в размере 156 человек со средним возрастом 20,5 лет. Китайская выборка – в размере 203 человек со средним возрастом 20,6 лет.

Участники были случайно поделены на группы:

  1. Группа «оба намерения присутствуют» читала историю о том, как Барбара хотела убить своего мужа Джона, и осуществила свой план, отравив его во время ужина в ресторане.
  2. Группа «дистальное намерение выражено сильнее»: Барбара имела цель убить Джона в тот момент, когда он умер случайно от пищевой аллергии во время ужина в ресторане.
  3. Группа «проксимальное намерение выражено сильнее»: у Барбары не было в уме явной цели убить Джона в тот момент, когда она подложила ему яд во время ужина в ресторане, после чего Джон умер.
  4. Группа «оба намерения отсутствуют»: у Барбары не было цели убить Джона, и он умер независимо от ее действий.

После чтения истории испытуемые оценивали поведение Барбары по пятибалльной шкале с помощью следующих вопросов:

  • Как много моральной ответственности несет Барбара за смерть Джона?
  • Насколько намеренны были действия Барбары?
  • Как сильно должна быть осуждена Барбара?
  • Как много вины лежит на Барбаре за то, что произошло?

Результаты показали, что канадские испытуемые осуждали Барбару в целом более сурово, чем китайские. Разница между суждениями испытуемых разных стран зависела от типа намерения Барбары. Канадцы осуждали Барбару более сурово в 1, 2 и 4 сценариях; китайцы осуждали Барбару более сурово, чем канадцы, в сценарии 3 – при выраженном проксимальном намерении в ее действиях.

 

Второй эксперимент

Во втором эксперименте приняли участие 309 человек (126 женщин) со  средним возрастом 30,9 лет. Участники были набраны среди посетителей онлайн-сервиса «Amazon Mechanical Turk». В начале процедуры участники ответили на вопросы касательно их культурного бэкграунда, национальности и этнической принадлежности. На основании этих данных испытуемые были поделены на жителей Восточной Азии (224 человека) и Северной Америки (69).

Далее испытуемые прошли опросник Triandis и Gelfand для изучения уровня индивидуализма / коллективизма. Участники также ответили по шестибалльной шкале на вопрос «Насколько вы религиозны?»

В заключительной части эксперимента участники читали сценарии с разными условиями, распределенными между испытуемыми случайным образом:

  1. Группа «оба намерения присутствуют»: у Алекса была цель убить его бывшую девушку Линду; он привез ее на озеро отдыхать, связал и бросил в воду, отчего она утонула.
  2. Группа «дистальное намерение выражено сильнее»: у Алекса была цель убить Линду, но смерть произошла случайно – пытаясь убежать, Линда поскользнулась и ударилась головой о причал.
  3. Группа «проксимальное намерение выражено сильнее»: у Алекса не было в уме явной цели убить Линду, когда он потянул веревку, что привело к ее случайной смерти.
  4. Группа «оба намерения отсутствуют»: у Алекса не было цели убить Линду, и ее смерть случилась независимо от его действий.

После чтения испытуемые ответили на аналогичные вопросы по поводу уровня ответственности и вины Алекса. Результаты показали, что при выраженном проксимальном намерении (сценарий 3) представители Восточной Азии осуждали Алекса сильнее, чем представители Северной Америки. И наоборот – при выраженном дистальном намерении (сценарий 2) представители Северной Америки осуждали Алекса сильнее, чем представители Восточной Азии.

Анализ совместно с показателями коллективизма обнаружил связь для дистального условия – чем выше были показатели коллективизма, тем снисходительнее судили испытуемые действующее лицо при выраженном дистальном намерении. Показатели индивидуализма значимой связи не обнаружили.

 

Третий эксперимент

В третьем эксперименте приняли участие 392 американца (191 мужчины). Сценарии были построены на истории о Джее, который хотел убить своего дядю, чтобы получить наследство.

  1. Сценарий «оба намерения присутствуют»: Джей придумал план – переехать его дядю машиной – и успешно осуществил его.
  2. Сценарий «дистальное намерение выражено сильнее»: у Джея была цель убить дядю, и был придуман план, однако убил он его, не зная, что он его убивает.
  3. Сценарий «проксимальное намерение выражено сильнее»: Джей убил дядю, переехав того машиной, но в момент набирания скорости он отвлекся на прослушивание любимой песни и не думал о совершении убийства.
  4. Сценарий «оба намерения отсутствуют»: у Джея не было цели никого убивать, он случайно переехал пешехода, когда отвлекся на прослушивание любимой песни.

После прочтения испытуемые ответили на вопросы об уровне ответственности и вины действующего лица. Значительного влияния пола на суждения испытуемых найдено не было. Однако результаты показали, что мужчины осуждали действующее лицо сильнее при дистальном намерении, а женщины – при проксимальном.

 

Четвертый эксперимент

В четвертом эксперименте изучили, будет ли распространяться разница в суждениях мужчин и женщин на положительные действия. В нем приняли участие 468 американцев (206 мужчин) со средним возрастом 30,6 лет.

Сценарии были модифицированы на основании следующей истории: до победы футбольной команды Джейн нужно еще одно очко, а до конца матча осталось несколько минут.

  1. Сценарий «оба намерения присутствуют»: Джейн приближается к вратам и наносит удар, чем зарабатывает команде победное очко.
  2. Сценарий «дистальное намерение выражено сильнее»: Джейн попадает в угол ворот, и мяч зарабатывает очко «рикошетом».
  3. Сценарий «проксимальное намерение выражено сильнее»: Джейн делает передачу своему игроку, стоящему рядом с воротами противника, чтобы тот забил «гол», но мяч случайно попадает в ворота, зарабатывая победное очко.
  4. Сценарий «оба намерения отсутствуют»: Джейн делает передачу, мяч попадает в угол ворот, и зарабатывает очко «рикошетом».

После чтения испытуемые ответили на вопросы: «Насколько намеренны были действия Джейн?», «Насколько ответственна Джейн за забитый гол?», «Насколько Джейн молодец?», «Насколько она заслуживает похвалы?»

Результаты не показали значительного влияния пола на суждения испытуемых. Анализ показал, что при выраженном проксимальном намерении женщины судили героиню более благосклонно, чем мужчины. Мужчины, наоборот, судили более благосклонно при выраженном дистальном намерении.

В целом, гипотезу исследования можно считать подтвержденной: американцы судили героев более сурово при дистальном намерении, представители азиатских культур – при проксимальном. Мужчины оценивали действия героев согласно американской культуре, а женщины – согласно восточной культуре. Данная разница сохранилась и при перенесении сценариев с негативных поступков на позитивные.

 

Дистальный (от нем. distal из лат. distāre) – расположенный дальше от центра.

Коммунализм (от англ. communalism) – термин используется для обозначения современной теории, которая описывает широкий диапазон социальных движений и социальных теорий, которые ориентируются на местное общинное самоуправление.

Проксимальный (от лат. proximus «ближайший») – расположенный ближе к центру тела или к его медианной плоскости.

Релатионализм (от англ. relationalism) – теоретическая концепция, подчеркивающая важность связей между объектами и явлениями.

Субъектность — способность человека выступать агентом (субъектом) действия, быть независимым от других людей.

Источник определений: wikipedia.

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, свяжитесь с нами.